Мнение специалиста. Основные нарушения в сфере игорного бизнеса
Очередным познавательным материалом об итогах осуществления контроля МНС РБ за соблюдением предприятиями игорного бизнеса требований законодательства стала публикация Н.Г.Машкович, главного государственного налогового инспектора управления лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам республики Беларусь. (Журнал "Налоги Беларуси №26 (410), 15 июля 2016 г.).
Представитель контролирующего органа изложил основные нарушения за период январь-май 2016 года, оценил последствия таких нарушений, на примере одного из предприятий рассказал о принятии решения о прекращении специального разрешения (лицензии).
Министерство по налогам и сборам Республики беларусь в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями, осуществляет реализацию государственной политики в сфере игорного бизнеса, координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере, а также совместно с налоговыми инспекциями контроль за деятельностью в сфере игорного бизнеса и соблюдением законодательства при осуществлении этой деятельности.
Пунктом 156 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями; далее — Положение о лицензировании), установлено, что лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса осуществляется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Согласно пунктам 99 и 100 Положения о лицензировании налоговые органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса, законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании и иными законодательными актами по проведению контрольной и надзорной деятельности.
Нормами актов законодательства Республики Беларусь, регулирующими деятельность в сфере игорного бизнеса, установлен ряд требований и условий для юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса.
В Положении о лицензировании содержатся нормы, нарушение которых влечет за собой применение к лицензиатам мер административной ответственности и мер государственного принуждения.
В качестве мер государственного принуждения законодательство о лицензировании предусматривает вынесение требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, приостановление действия специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса (далее — специальное разрешение (лицензия)), прекращение действия, а также аннулирование специального разрешения (лицензии).
В результате осуществления в январе-мае 2016 г. контроля за соблюдением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий налоговыми органами в соответствии с пунктом 75 Положения о лицензировании вынесено субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса, 28 требований (предписаний) об устранении выявленных нарушений в установленный срок, основаниями для вынесения которых явились:
■ несвоевременная уплата налога на игорный бизнес (13 требований);
■ нарушение срока передачи организаторами азартных игр в Министерство по налогам и сборам в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь заявления физического лица, принявшего решение о самоограничении посещения игорных заведений (5 требований);
■ допуск в игорное заведение лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений (3 требования);
■ необеспечение охраны игорного заведения и безопасности его посетителей (2 требования);
■ нарушение порядка ведения и заполнения журнала учета выплат по формам, предусмотренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2011 г. № 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г № 599» (2 требования);
■ необеспечение проверки документа, удостоверяющего личность посетителя игорного заведения ( 1 требование);
■ нарушение срока обращения в лицензирующий орган для внесения изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию) (1 требование);
■ неуведомление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об увольнении уполномоченного работника организатора азартных игр - пользователя интернет-ресурса «Перечень физических лиц, ограниченных в посещении игорных заведений» (1 требование).
Как видно, наиболее распространенное нарушение, выявленное налоговыми органами в сфере игорного бизнеса в январе-мае 2016 г., — несвоевременная уплата налога на игорный бизнес.
Одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к лицензиату при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, в соответствии с подпунктом 160.3 пункта 160 Положения о лицензировании является обеспечение своевременной уплаты налога на игорный бизнес.
В случае неуплаты либо неполной уплаты налога на игорный бизнес в установленный Налоговым кодексом Республики Беларусь срок будет иметь место нарушение лицензионных требования и условия, предусмотренных подпунктом 160.3 пункта 160 Положения о лицензировании. При этом необеспечение своевременной и полной уплаты налога на игорный бизнес в течение двух месяцев подряд в соответствии с абзацем третьим пункта 165 Положения о лицензировании является грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.
Уполномоченные налоговые (контролирующие) органы должны представлять сведения о выявленных нарушениях организаторами азартных игр законодательства о лицензировании в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь как лицензирующему органу для принятия решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии) в порядке, установленном Положением о лицензировании.
Пунктом 82 Положения о лицензировании установлено, что одним из оснований для принятия решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии) является выявление лицензирующим или иным уполномоченным контролирующим органом грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия специального разрешения (лицензии) в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности.
За январь-май 2016 г. Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в отношении трех юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, принято решение о прекращении действия специального разрешения (лицензии) в связи с выявлением контролирующими органами нарушений требований и условий, установленных законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность, в том числе:
- грубого нарушения лицензиатом (его работником) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (неуплата (неполная уплата) налога на игорный бизнес в течение двух месяцев подряд) (в отношении двух юридических лиц);
- невыполнения лицензиатом в установленный срок требования (предписания) об устранении выявленных нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий (в отношении одного юридического лица).
За неуплату или неполную уплату налога на игорный бизнес статьей 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридического лица и должностного лица юридического лица.
ПРИМЕР
ООО «А» допущена неуплата налога на игорный бизнес за январь 2016 г. по сроку уплаты не позднее 22 Февраля 2016 г. Налоговым органом составлен акт камеральной проверки и в соответствии с пунктом 75 Положения о лицензировании в адрес ООО «А» 25 февраля 2016 г. вынесено требование (предписание) об устранении выявленного нарушения не позднее 1 марта 2016 г. До указанной даты нарушение не было устранено, в связи с чем решением лицензирующего органа от 24 марта 2016 г. действие специального разрешения (лицензии), выданного ООО «А», приостановлено. В соответствии с частью второй пункта 76 Положения о лицензировании в адрес ООО «А» 28 марта 2016 г. направлено уведомление с указанием оснований и даты приостановления действия специального разрешения (лицензии), а также о необходимости уплаты налога на игорный бизнес в срок не позднее 10 апреля 2016 г. Тем не менее и во вновь установленный срок ООО «А» нарушения не устранены, что явилось основанием для принятия Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии).
Осуществление контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса, лицензионных требований и условий, а также требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере игорного бизнеса, является важным направлением деятельности налоговых органов. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь обращает внимание организаторов азартных игр на необходимость безусловного соблюдения норм законодательства при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса.