Мнение специалиста. Отдельные вопросы осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса
Bukmeker-Info продолжает отслеживать интересные статьи, комментарии и мнения представителей контролирующих органов, связанных с деятельностью игорных заведений. Одной из целей размещения данных статей на портале – акцентировать внимание букмекерских контор при осуществлении своей деятельности на, казалось бы, очевидных вещах и посмотреть на них под углом проверяющих.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – МНС) в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. N 599 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса" (с изменениями и дополнениями; далее – Указ N 599) с 7 декабря 2010 г. осуществляет реализацию государственной политики в сфере игорного бизнеса, а также координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в данной сфере.
В соответствии с пунктом 6 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. N 9 (с изменениями и дополнениями; далее – Положение N9), юридические лица вправе осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса на основании специального разрешения (лицензии), выданного в соответствии с Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 (с изменениями и дополнениями; далее – Положение о лицензировании).
Согласно терминам и их определениям, установленным пунктом 1 Положения N 9, под деятельностью в сфере игорного бизнеса (игорный бизнес) понимается деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между несколькими участниками азартной игры.
Обратим внимание на некоторые вопросы, возникающие у субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса.
Запрет доступа в игорное заведение физических лиц
На основании пункта 14-1 Положения N 9 физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений на срок от шести месяцев до трех лет путем подачи письменного заявления организатору азартных игр. При этом письменное заявление должно содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, срок отказа от посещения игорного заведения, личную подпись.
Указанная норма предусматривает, что любое физическое лицо, находящееся на территории Республики Беларусь, путем подачи заявления может воспользоваться механизмом самоограничения в посещении игорных заведений, расположенных на территории республики. Поданное заявление не подлежит возврату. Подача заявления любому организатору рассматривается как подача заявления всем организаторам азартных игр на территории Республики Беларусь.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. N 294 "О документировании населения Республики Беларусь", с изменениями и дополнениями, документами, удостоверяющими личность, являются:
- паспорт гражданина Республики Беларусь;
- вид на жительство в Республике Беларусь;
- удостоверение беженца.
В соответствии со статьей 52 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь", с изменениями и дополнениями, документом, удостоверяющим в Республике Беларусь личность иностранца, временно пребывающего или временно проживающего в Республике Беларусь, за исключением иностранцев, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, является документ для выезда за границу.
Пунктом 15 Положения N 9 определено, что организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений. Проверка документов посетителя, удостоверяющих его личность, должна осуществляться работниками организатора азартных игр на основании их должностных инструкций в порядке, предусмотренном правилами посещения игорного заведения.
Правила посещения игорных заведений разрабатываются организатором азартных игр самостоятельно и утверждаются руководителем организации. Согласно действующему законодательству согласование правил посещения игорных заведений с государственными органами Республики Беларусь не предусмотрено.
На основании абзаца четвертого пункта 19 Положения N 9 правила посещения игорных заведений не должны содержать положений, устанавливающих дополнительные ограничения доступа посетителей в игорные заведения, помимо предусмотренных законодательными актами. Пунктом 15 Положения N 9 также установлено, что организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение физических лиц, самостоятельно ограничивших себя в посещении игорных заведений, и лиц, не достигших 18-летнего возраста. Кроме того, организатор азартных игр вправе запретить доступ в игорное заведение посетителю в случаях, установленных абзацами вторым и третьим пункта 19 Положения N 9, при условии их документального подтверждения.
Таким образом, организатор азартных игр не вправе включать в правила посещения игорных заведений дополнительные требования к посетителям игорных заведений в части ограничения их доступа в игорные заведения. К дополнительным требованиям можно отнести обязанность посетителей игорных заведений:
- предъявлять справку о том, что посетитель не является осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа;
- пройти медицинское освидетельствование при наличии у работников игорных заведений подозрений в том, что посетитель находится в пьяном виде, состоянии наркотического или токсического опьянения.
Осуществление в игорных заведениях иных видов деятельности
В силу норм, предусмотренных абзацем третьим пункта 159 и подпунктом 160.1 пункта 160 Положения о лицензировании, лицензионным требованием и условием, предъявляемым к лицензиату, является наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности.
Пунктами 7 и 8 Положения N 9 установлены требования и ограничения к помещениям, в которых могут размещаться игорные заведения.
Так, в соответствии с частью первой пункта 7 Положения N 9 игорное заведение может располагаться только в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), занимать эти строения полностью либо их изолированные помещения, если иное не предусмотрено в частях третьей и четвертой этого же пункта. Согласно части третьей пункта 7 Положения N 9 букмекерские конторы и тотализаторы могут занимать часть помещения. В силу норм части четвертой пункта 7 Положения N 9 в игорных заведениях допускается размещение обменных пунктов, терминалов автоматического обмена валют, а также проведение культурно-зрелищных мероприятий и оказание организаторами азартных игр услуг общественного питания.
Таким образом, нормы частей третьей и четвертой пункта 7 Положения N 9 содержат исчерпывающий перечень исключений, когда игорное заведение может не полностью занимать все капитальное строение (здание, сооружение), либо его изолированное помещение.
На основании изложенного осуществление организаторами азартных игр в игорных заведениях каких-либо иных видов деятельности, не относящихся к видам деятельности в сфере игорного бизнеса, а также к вспомогательным видам деятельности, перечисленным в части четвертой пункта 7 Положения N 9 (например, организация и проведение игр в бильярд), будет являться нарушением требований нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере игорного бизнеса, и, как следствие, послужит основанием для применения мер ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Порядок исчисления и уплаты подоходного налога с выигрыша
Согласно подпункту 20.4 пункта 20 Положения N 9 организатор азартных игр обязан обеспечить выплату выигрыша (возврат несыгравших ставок) в соответствии с правилами организации и проведения азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения - в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (несыгравших ставок).
В соответствии с подпунктом 1.23 пункта 1 статьи 163 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс) освобождаются от подоходного налога с физических лиц (далее – подоходный налог) доходы плательщиков в виде выигрышей, полученных от организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, при выплате (перечислении) участникам азартных игр выигрыша на организаторов азартных игр не возлагаются обязанности, предусмотренные для налоговых агентов по подоходному налогу.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 153 Налогового кодекса для физических лиц – налоговых резидентов Республики Беларусь объектом налогообложения подоходным налогом признаются в том числе доходы, полученные ими от источников за пределами Республики Беларусь.
При получении физическим лицом (далее – плательщик) от иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, иностранных индивидуальных предпринимателей и (или) физических лиц, не относящихся к постоянно проживающим в Республике Беларусь, доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей либо доходов в виде выигрышей от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих игорный бизнес в ином порядке, чем это установлено законодательством Республики Беларусь, такие доходы подлежат налогообложению в Республике Беларусь на основании налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц. Указанную налоговую декларацию плательщик обязан представить не позднее 1-го марта года, следующего за истекшим календарным годом, в котором им были получены вышеперечисленные доходы.
Подоходный налог в соответствии с налоговой декларацией исчисляется налоговым органом по ставке в размере 12% от всей суммы полученного дохода без учета каких-либо расходов. При этом на основании пункта 6 статьи 156 Налогового кодекса доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату фактического получения доходов.
Налоговый орган при исчислении подоходного налога по вышеуказанным доходам в случае отсутствия у плательщика места основной работы (службы, учебы) и представлении им установленных законодательством подтверждающих документов вправе предоставить ему стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 164 Налогового кодекса.
Если плательщиком в соответствии с законодательством иностранного государства будут уплачены суммы налога с полученных доходов, то такие суммы налога подлежат зачету при уплате подоходного налога в Республике Беларусь, за исключением доходов, полученных из оффшорных зон. Для проведения зачета физическому лицу следует представить в налоговый орган по месту постановки на учет документы о полученном доходе и об уплате налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства.
Статья подготовлена на основании материалов заместителя начальника управления лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь В.Ф. Пронина, размещенных в журнале "Налоги Беларуси" за 2014 N46.