Мнение специалиста. Обеспечение лицензионного требования и условия в отношении руководителя юридического лица – организатора азартных игр
К организаторам азартных игр актами законодательства Республики Беларусь установлен ряд лицензионных требований и условий осуществления ими деятельности в сфере игорного бизнеса.
Одним из лицензионных требований и условий, предъявляемых к организаторам азартных игр в соответствии с подпунктом 160.1 пункта 160 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. N 450 (далее - Положение о лицензировании), является соблюдение ими лицензионных требований и условий, указанных в пункте 159 Положения о лицензировании, в частности, наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица, для которого работа у данного нанимателя является основным местом работы, стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь, не менее 3 лет.
Зачастую у субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, возникает вопрос о соблюдении указанного лицензионного требования и условия в случае передачи функции исполнительного органа (руководителя) по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
С учетом норм, содержащихся в законодательных актах Республики Беларусь, необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
В силу части девятой статьи 53 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. N 2020-XII "О хозяйственных обществах", с изменениями и дополнениями, полномочия единоличного и (или) коллегиального исполнительного органа (руководителя) хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Аналогичная норма содержится в части второй пункта 4 статьи 113 Гражданского кодекса Республики Беларусь и применяется в отношении унитарных предприятий. Отношения, возникающие между сторонами по такому договору, носят исключительно гражданско-правовой, а не трудовой характер.
Статьей 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) установлено, что руководителем организации является физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Согласно статье 1 ТК должность – это служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности.
Необходимо отметить, что в соответствии с частью второй статьи 61 ТК отнесение выполняемых работ к конкретным должностям и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей служащих (далее - ЕКСД). Так, в разделе I Выпуска 1 ЕКСД "Должности служащих для всех видов деятельности", утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. N 159, с изменениями и дополнениями, квалификационная характеристика должности "Директор (генеральный директор, управляющий) организации" предусматривает руководство в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью организации, обособленных подразделений с полнотой ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности.
Таким образом, если по договору, заключенному в соответствии с гражданским законодательством, полномочия исполнительного органа юридического лица переданы другой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то в штатном расписании должность "Директор" не предусматривается.
Должность заместителя руководителя организации относится к категории производных должностей служащих и предусматривается в штатном расписании для руководства определенным направлением (видом) деятельности организации, а если это предусмотрено должностной инструкцией, то заместитель руководителя выполняет обязанности руководителя организации в случае его временного отсутствия (отпуска, болезни, увольнения).
Следовательно, для введения в штатное расписание организации должностей заместителей руководителя организации, в котором не предусмотрена должность руководителя организации (функции по руководству организацией возложены по гражданско-правовому договору на другую организацию или индивидуального предпринимателя), оснований не имеется.
Таким образом, в случае передачи по договору другой организации или индивидуальному предпринимателю полномочий исполнительного органа юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере игорного бизнеса, организатором азартных игр не будет обеспечено выполнение лицензионного требования и условия, установленного абзацем вторым пункта 159, подпунктом 160.1 пункта 160 Положения о лицензировании, что в силу норм пункта 75 Положения о лицензировании является основанием для вынесения требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, а также применения мер ответственности, установленных частью 10 статьи 12.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
ПРИМЕЧАНИЕ
В соответствии с пунктом 75 Положения о лицензировании контролирующие органы при выявлении нарушений организаторами азартных игр законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий выносят требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливают срок их устранения. Этот срок не может превышать 6 месяцев. При этом меры реагирования, принятые в соответствии с законодательством о лицензировании, не являются основанием для неприменения инспекциями МНС иных мер ответственности в соответствии с законодательством.
В силу норм пункта 79 Положения о лицензировании лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений. Указанное уведомление должно быть направлено лицензиатом в соответствующий орган не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений, или до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии.
В случае неустранения нарушения, указанного в требовании (предписании), в установленный срок либо непредставления в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган письменного уведомления об устранении такого нарушения действие лицензии подлежит приостановлению на срок до 6 месяцев по решению лицензирующего органа (п. 76 Положения о лицензировании).
В случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом повторного нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении нарушений лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении действия лицензии (п. 82 Положения о лицензировании).
Материал подготовлен на основании статьи главного государственного налогового инспектора управления лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам Герасимчик И.В., опубликованной в журнале "Налоги Беларуси" за 2014 год N23.