Прекращение действия лицензии. Судебная практика
В настоящей статье рассматривается случай из судебной практики, связанный с лишением предприятия лицензии на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса. Предприятие «Р» осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса на основании специального разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке. При внесении изменений в действующую лицензию предприятие представило в лицензирующий орган недостоверные сведения о помещении, в котором должно располагаться игорное заведение.
Согласно абзацу шестому п. 84 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение о лицензировании), подобное деяние в случаях, указанных в п. 77, 78 и 82 Положения о лицензировании, влечет прекращение действия лицензии.
Предприятие «Р» представило в лицензирующий орган недостоверные сведения о месте нахождения объекта игорного бизнеса, в частности игорного заведения. В силу п. 159, 160 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым к лицензиату, относится в том числе наличие у него на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании необходимого для осуществления лицензируемой деятельности помещения, которое соответствует требованиям законодательства.
Согласно п. 68 Положения о лицензировании для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений лицензиат (его уполномоченный представитель) должен представить в лицензирующий орган заявление с приложением документов (их копий), подтверждающих необходимость внесения в лицензию изменений и (или) дополнений; документ об уплате государственной пошлины и другие документы, предусмотренные для конкретного вида деятельности.
Исходя из п. 162 Положения о лицензировании, лицензиат, среди прочего, должен представить копию документа, подтверждающего наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности. Если помещение для осуществления игорного бизнеса арендуется, требуется, кроме договора аренды, представить документ, подтверждающий фактическую передачу объекта недвижимости во временное владение и пользование. Как правило, это акт приема-передачи, подписанный арендодателем и арендатором.
Предприятие «Р», представляя в лицензирующий орган необходимые документы, приложило к ним копию договора аренды и акта приема-передачи помещения в аренду, что свидетельствовало о фактическом наличии у лицензиата арендованного помещения для осуществления игорного бизнеса.
Лицензирующий орган, руководствуясь требованиями п. 72 Положения о лицензировании, выдал специальное разрешение на право осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса, оформленное на новом бланке.
Спустя несколько лет прокуратура провела проверку деятельности предприятия «Р», в результате которой установила, что при обращении в лицензирующий орган данное предприятие представило недостоверные сведения о фактическом наличии арендованного помещения для осуществления игорного бизнеса. Если судить по представленным документам, помещение в тот период принадлежало лицензиату, хотя фактически находилось в законном владении другого субъекта предпринимательской деятельности. Более того, именно этот субъект на законных основаниях осуществлял в указанном помещении игорный бизнес.
Материалы проверки предприятия «Р» прокуратура направила в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь – орган, осуществляющий лицензирование в сфере игорного бизнеса, для принятия мер.
В соответствии с требованиями п. 84 Положения о лицензировании по решению лицензирующего органа действие лицензии прекращается, в частности, при внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений необходимых для принятия решения.
Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, рассмотрев сообщение прокуратуры и материалы проверки предприятия «Р», которые свидетельствовали о нарушениях требования законодательства о лицензировании, приняло решение прекратить действие лицензии предприятия «Р» в сфере игорного бизнеса в порядке, установленном законодательством.
Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», Положение о лицензировании, Положение о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», не предусматривают обязанность Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь проводить проверки при получении направленного для принятия мер реагирования сообщения о нарушениях, допущенных в сфере лицензирования и выявленных в ходе проведения проверки другим уполномоченным государственным органом. Достаточным основанием для принятия решения о прекращении действия лицензии в сфере игорного бизнеса становятся факты, изложенные в сообщении, и приложенные материалы.
Предприятие «Р» не согласилось с решением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь о прекращении действия лицензии и обжаловало это решение в суд» при этом подало заявление с большим пропуском срока, а именно спустя три месяца с момента получения решения.
Согласно п. 7 Положения о лицензировании решение о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия либо прекращении действия, аннулировании принимает коллегиальный орган лицензирующего органа. Данное решение оформляется приказом (решением).
Пункт 8 Положения о лицензировании определяет судебный порядок обжалования решений, принятых в соответствии с п. 7 Положения о лицензировании, и закрепляет пресекательный срок для реализации субъектом права на обжалование, который составляет месяц со дня принятия. В случае когда лицензирующий орган обязан письменным уведомлением известить соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении, данный срок составляет месяц со дня получения уведомления.
Следовательно, предприятие «Р», получив уведомление о принятом Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь решении о прекращении действия лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, имело право обжаловать указанное решение в течение месяца со дня получения уведомления.
В результате судебного разбирательства по заявлению предприятия «Р» о признании недействительным решения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь суд отказал в удовлетворении требований заявителя.
Рассматривая дело, суд установил, что предприятие «Р» при внесении изменений в лицензию действительно представило в лицензирующий орган недостоверные сведения о фактическом наличии помещения для осуществления игорного бизнеса.
Попытка предприятия «Р» представить суду документы, якобы подтверждающие наличие субарендных правоотношений по спорному помещению, не удалась, т.к. в материалах дела имелись копии документов (акты приема-передачи помещения, договор аренды, договорная переписка и т.п.), подтверждающих фактическое наличие арендных правоотношений между собственником помещения и другим предприятием, которое занимало данное помещение и осуществляло на его площадях деятельность в сфере игорного бизнеса.
Арендные платежи за помещение собственнику также вносило другое предприятие. Никаких расчетов по якобы существовавшему договору субаренды между другим предприятием и предприятием «Р» не проводилось.
Рассмотренный в настоящей статье частный случай является ярким примером того, что неукоснительное соблюдение законодательства в сфере лицензирования позволит избежать негативных последствий, которые в конечном итоге могут привести к закрытию бизнеса.
Настоящая статья подготовлена по материалам, опубликованным на http://ozakone.org/