Юридический адрес: понятие, требования, ответственность

Сегодня мы рассмотрим вопрос о том как выбрать юридический адрес, и какие последствия могут ждать предприятие, в случае допущения при этом ошибок. Для предприятий, работающих в сфере игорного бизнеса, этот вопрос является важным, поскольку в определенных случаях нарушение законодательства может привести к прекращению лицензии. В настоящей статье рассмотрены основные моменты, на которые стоит обратить внимание. Что такое юридический адрес? Нужен ли он в принципе? Каковы требования к типу помещения и его размерам? Какова ответственность за несоблюдение требований законодательства? Какие последствия это может повлечь?
Что такое юридический адрес?
Термин «юридический адрес» в законодательстве Республики Беларусь отсутствует. Белорусским законодательством понятие «юридический адрес» фиксируется в нескольких взаимосвязанных категориях: юридический адрес, место нахождения юридического лица, место размещения юридического лица, место государственной регистрации юридического лица. По сути, все эти понятия именуют тот адрес, который отражен в учредительных документах юридического лица и по которому находятся его органы управления.
Гражданский Кодекс (ГК) использует понятие место нахождения юридического лица. Согласно статье 50 ГК «место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (административно-территориальная единица, населенный пункт, а также дом, квартира или иное помещение, если они имеются), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности».
В Положении о государственной регистрации для определения юридического адреса используются такие понятия как «место нахождения», «местонахождение» и «место размещения». Также закреплено правило, согласно которому государственная регистрация юридического лица производится по месту его нахождения (п. 4 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования).
Таким образом, белорусское законодательство исходит из того, что юридический адрес организации зависит от его «реального» места нахождения, т.е. места нахождения его руководящих органов.
Налоговый Кодекс (НК) использует также понятие «место нахождения организации», внося при этом некоторые разъяснения. Так согласно статье 15 НК:
«1. Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации, если иное не установлено настоящей статьей»
Таким образом, налоговое законодательство идет еще дальше в вопросе конкретизации реального места нахождения юридического лица, не ограничиваясь презумпцией нахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах.
Для целей налогового законодательства местом нахождения юридического лица (вне зависимости от его организационно-правовой формы) может признаваться место жительства руководителя, учредителя или участника, т.е. жилое помещение.
Обязанность иметь юридический адрес
Любое юридическое лицо Республики Беларусь, вне зависимости от его организационно-правовой формы, обязано иметь юридический адрес. Данное заключение основывается на следующих принципиальных моментах:
1) Согласно п. 2 ст. 48 ГК: «В учредительных документах юридического лица должны определяться… место его нахождения…». При регистрации юридического лица учредителями представляется его устав, который должен соответствовать требованиям законодательства, т.е. содержать, в том числе, указание на юридический адрес организации.
2) При государственной регистрации юридического лица требуется указание юридического адреса непосредственно в заявлении о государственной регистрации.
3) В заявлении учредитель подтверждает, что порядок создания юридического лица (в том числе требование абз. 3 п. 12 Положения о государственной регистрации об определении предполагаемого места нахождения) соблюден.
Указание конкретного почтового адреса при государственной регистрации, тем не менее, имеет очевидный практический смысл для юридического лица, которое создается для реального осуществления хозяйственной деятельности. Эти сведения необходимы для нормального взаимодействия с контрагентами и государственными структурами. При внесении в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) сведения о местонахождении юридического лица становятся общедоступными, а также имеют свойство публичной достоверности.
Минимальные размеры и иные требования к помещениям, занимаемым под юридический адрес
Согласно п. 2 статьи 50 ГК минимальная единица площади для юридического адреса – квартира или иное помещение. На наш взгляд под понятием «помещение» следует понимать именно изолированное помещение,. Согласно ст. 1 Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества» под изолированным помещением понимается «внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т.п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т.п.) непосредственно или через другие помещения, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Изолированное жилое помещение может иметь вход из подсобного помещения (коридора, прихожей и т.п.)»
Таким образом, почтового ящика, несколько квадратных метров в помещении либо что-то иное, чем описанное выше изолированное помещение, для размещения юридического адреса не достаточно.
Что касается метража помещения, то каких-либо минимальных условий не содержится. Однако существует целый ряд строительных, санитарных, противопожарных требований к помещениям. В них закрепляются требования по размерам (объему и площади) рабочего места на одного сотрудника. В частности для административных помещений в соответствии с СНБ 3.02.03-03 "Административные и бытовые здания", утвержденными приказом Министерства строительства и архитектуры Республики Беларусь от 28.07.2003 N 142, площадь помещений следует принимать из расчета 4 кв.м на одного работника управления.
Как только по юридическому адресу начинает осуществляться деятельность с привлечением хотя бы одного работника (например, секретаря), к помещению, в котором размещено юридическое лицо, предъявляются требования целого ряда технических нормативных правовых актов, касающихся обеспечения безопасных условий труда на рабочем месте (обязанность обеспечивать здоровые и безопасные условия труда закреплена статьей 55 Трудового кодекса Республики Беларусь). Среди норм данных ТНПА есть не только требования по размерам рабочих мест, но и ряд других нормативов, соблюдение которых должно обеспечиваться субъектами хозяйствования (уровень шума, инсоляция, температура в помещении и т.д.).
Тип помещения
По общему правилу местом нахождения юридического лица любой организационно-правовой формы может служить нежилое помещение. Что касается размещения организации в жилом помещении, то этот вопрос будет рассмотрен нами далее в отдельном пункте.
Нежилые помещения могут использоваться для осуществления производственной деятельности. В данном случае юридический адрес предприятия и место осуществления им производственной деятельности могут совпадать. В тоже время, предприятие может иметь несколько производственных помещений (цехов, складов, торговых точек и т.д.), в том числе в других населенных пунктах, но это никак не будет влиять на его юридический адрес (даже если возникает ситуация, когда по юридическому адресу «Витебская область, Глубокский район, Уделовский сельсовет, д. Залеськи, ул. Зелёная, д. 35» будет находиться только руководитель предприятия, а все производственные объекты будут размещены в г. Минске).
Помещение может являться нежилым как изначально, так и в результате перевода его из жилого в нежилое.
Ответственность за несоблюдение законодательства Республики Беларусь при использовании помещений в предпринимательской деятельности
В практике встречаются случаи, когда субъект хозяйствования имеет юридический адрес, в одном месте, а фактический адрес в ином. Под термином «фактический адрес» понимается в данном случае реальное местонахождение юридического лица. При этом юридический адрес, указанный в учредительных документах, является номинальным.
Зачастую такая ситуация может возникать, как у вновь создаваемых юридических лиц, так и уже действующих субъектов хозяйствования.
В данном случае организации следует учитывать возможные правовые последствия, связанные с несовпадением юридического и фактического адресов. В частности, можно выделить следующие последствия:
- возникает риск признания произведенной регистрации недействительной и последующего взыскания доходов за весь период деятельности юридического лица. Между тем на практике арендодатель, предоставляющий номинальный юридический адрес, выдает вновь создаваемой организации весь пакет документов (в т.ч. гарантийное письмо, копию свидетельства о регистрации права собственности на помещение, копию технического паспорта), подтверждающих предоставление помещения под юридический адрес и гарантирующих заключение договора аренды с реальным местом нахождения после государственной регистрации организации. В случае наличия на момент государственной регистрации у создаваемого юридического лица надлежащим образом оформленного пакета документов на юридический адрес, риск признания произведенной регистрации недействительной практически отсутствует;
- возникает риск привлечения организации к административной ответственности за неуведомление в установленные сроки соответствующих государственных органов о смене местонахождения. Так, за непредставление сведений о смене места нахождения в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь к организации применяется административная ответственность, установленная ст. 13.8 КоАП в виде штрафа в размере 2 БВ с увеличением на 1 БВ за каждые 3 календарных дня просрочки, но не более 30 БВ (ч. 1 ст. 13.8 КоАП). При этом, если просрочка составила не более 1 рабочего дня, штраф не налагается (примечание к ст. 13.8 КоАП).
Кроме этого, в случае нарушения юридическим лицом месячного срока обращения в лицензирующий орган при смене своего местонахождения прекращается действие лицензии на занятие определенным видом деятельности.
Для того, чтобы данные меры ответственности к вам не применялись, призываем всех руководителей предприятий серьезно относиться к вопросам, рассмотренным в нашей статье. Надеемся, что наши рекомендации позволят Вам обезопасить себя от претензий, связанных с юридическим адресом вашей компании.