Налоговые проверки. Когда, как и за что?
Работа любой компании имеет обратную, не совсем приятную сторону – проверки государственными контролирующими и надзорными органами. Несомненно, в Республике Беларусь соблюдение законодательства является приоритетным и безусловным, и незнание закона не освобождает от ответственности.
Поэтому Bukmeker-Info.by продолжает знакомить руководителей организаций как с теоретической частью, так и с подводными камнями, с которыми приходится сталкиваться на практике.
В данном материале затронем актуальную тему: какие бывают налоговые проверки, вопросы, проверяемые налоговыми органами, и административная ответственность за нарушения налогового законодательства.
Налоговый контроль осуществляется посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проведения проверок, мониторингов, опроса плательщиков, осмотра имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению, и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Отдельные виды выездных проверок не относятся ни к плановым, ни к внеплановым. Это проверки, проводимые при ликвидации (прекращении деятельности) юридических лиц, а также при наличии сведений и фактов, свидетельствующих о неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления.
Перечень вопросов, подлежащих контролю при проведении камеральной проверки, приведен в НК РБ (п. 2 ст. 70).
Камеральная проверка представления налоговых деклараций
Камеральная проверка своевременности и полноты представления налоговых деклараций, а также правильности их оформления проводится налоговыми органами каждый раз при получении налоговых деклараций. Проверке подлежат все налоговые декларации, представленные в соответствии с законодательством, включая уточненные налоговые декларации.
Сроки представления деклараций определяются НК при установлении каждого налога, сбора. В случае, если последний день срока представления налоговой декларации приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 3-1 НК).Обязанность представлять налоговые декларации возлагается на плательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц (подп. 1.4 ст. 22 НК, подп. 3.3 ст. 23 НК). При этом представлять их нужно в налоговый орган по месту постановки на учет, по соответствующей форме и в установленные сроки (п. 3 ст. 63 НК).
Формы налоговых деклараций утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 N 42 (далее - Постановление N 42).
Административная ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации
(ст. 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)
Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. При этом малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого-либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам (ст. 8.2 КоАП).
Камеральная проверка своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин)
Плательщики обязаны уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины) (подп. 1.1 ст. 22, подп. 3.1 ст. 23 НК). Порядок и сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу (ст. 45, 46 НК).
При камеральной проверке устанавливается своевременность и полнота уплаты налогов плательщиками. В случае, если последний день срока уплаты налогов приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 3-1 НК).
Последствия несвоевременной уплаты (неудержания, неперечисления) налогов
Неуплата, несвоевременная или неполная уплата налогов служат основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством (п. 5 ст. 37 НК).
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (п. 4 ст. 52 НК).
Меры административной ответственности плательщика представлены в таблице:
Важно! Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1 - 6 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата налога, если:
- неуплата произошла по причине отсутствия на счетах плательщиков средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками поручений на перечисление сумм налогов в полном объеме;
- до составления акта камеральной проверки внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений уплачена причитающаяся сумма налога (примечание 2 к ст. 13.6 КоАП).
В следующем материале мы расскажем про выездные проверки налоговых органов, что проверяется и какая ответственность по результатам их проведения.
Продолжение следует...