На сегодняшний день Bukmeker-Info.by является единственным профессиональным и независимым информационным интернет-ресурсом о букмекерском бизнесе в нашей стране. Мнение представителей портала все чаще становится интересным не только в Беларуси, но и в странах ближнего зарубежья. Сегодня мы публикуем интервью основателя портала Ивана Бодренкова для онлайн-журнала Betting Business Russia.
Betting Business Russia — независимый онлайн-журнал игорной индустрии, источник профессиональной информации о букмекерском и игорном бизнесе в России, СНГ и мире. Это платформа для мнений экспертов, игроков рынка, государственного регулятора и других заинтересованных сторон.
Иван Бодренков: «К концу года число ППС в Беларуси сократится на 25%»
Что ожидает игорный рынок страны после введения четырехпроцентного налога на выигрыш
Закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» — о четырехпроцентном налоге на доходы в виде выигрышей — вступил в силу 1 января 2016 года. Налог взимается не с чистой прибыли, полученной каждым белорусским игроком, а с общей суммы его ставки и выигрыша. Таким же налогом облагаются и возвращенные (не сыгравшие) ставки, т.е. ставки с коэффициентом 1.0, не дающие игроку прибыли. Игры через кассы наземных ППС мгновенно потеряли изрядную долю своей привлекательности. О причинах и следствиях такой ситуации Betting Business Russia расспросил основателя портала Bukmeker-Info.by Ивана Бодренкова.
— Есть ли объяснение, почему в принятом законе возвращенная ставка рассматривается как выигрыш, и с нее, соответственно, взимается налог? Есть ли подобные прецеденты в мировой практике?
— Согласно официальным ответам органов государственной власти, «…налогообложение подоходным налогом как выплачиваемых выигрышей, так и возвращаемых (не сыгравших) ставок обусловлено тем, что отсутствует техническая возможность разделения таких выплат и контроля за их видами». Ни один работающий в Беларуси букмекер не согласится с этим. Организовать корректный учет дохода игрока от игры в букмекерской конторе технически вполне возможно. Хотя это потребует определенных затрат со стороны Министерства по налогам и сборам и Мониторингового центра по игорному бизнесу при доработке и реализации протокола функционирования СККС.
Специальная компьютерная кассовая система (СККС) — программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях, а также для осуществления кассовых операций по приему денежных средств от физических лиц и выплате денежных средств физическим лицам. (Из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2011 № 1762.)
Мониторинговый центр в сфере игорного бизнеса — коммерческая организация, обеспечивающая круглосуточное функционирование СККС и предоставление в режиме реального времени уполномоченным государственным органам полной и достоверной информации о работе игорных заведений. (Из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2011 № 1762). ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу» создано 25 мая 2012 года.
Несмотря на различия в организации игры в казино, залах игровых автоматов и букмекерских конторах, применяется единый подход — подоходный налог 4% с любой выплаты во всех игорных заведениях. Это удобно, в первую очередь, Министерству по налогам и сборам как основному контролирующему органу. Я не владею информацией о существовании подобных прецедентов в мировой практике. Такой подход к не сыгравшим ставкам нелогичен. Хотя сегодня подоходный налог с игроков взимается в РФ, Казахстане, Венгрии, Бельгии, Греции, Испании, Китае, Македонии, Сербии, Литве, Черногории и США. Естественно, везде свой порядок администрирования, различные налоговая база и ставки налога — от 10 до 35%.
— Пытались ли букмекеры препятствовать принятию этого закона?
— Чтобы привлечь внимание органов государственной власти, букмекеры направили коллективное обращение правительству и другим органам государственной власти. Под ним подписались практически все БК Беларуси. Наш портал выступил организатором встреч инициативной группы букмекеров в Минске. Мы готовили первоначальный проект письма, который корректировался и дополнялся представителями букмекерских контор. Но ответ Министерства по налогам и сборам дал понять, что введение четырехпроцентного налога — вопрос решенный. Никто ничего менять не будет. Государство всегда блюдет свои интересы, что естественно. Для сравнения: в России готовится законопроект, обязывающий букмекеров отчислять 10% дохода на финансирование спорта.
— Кто больше всех заинтересован в таком законодательном нововведении?
— Инициатором законопроекта выступило МНС (Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. — Прим. ред.) как основной орган, контролирующий игорный бизнес, а также лицензирующий орган. Задача министерства очевидна: повысить поступления в госбюджет от игорного бизнеса. Абсолютно все представители игорной сферы, с которыми мне удалось пообщаться в ходе Игорного конгресса в Минске в октябре 2015 года, придерживаются мнения, что налог на доходы игроков — худший из вариантов. Звучали даже предложения: «Лучше повысьте ставки налога на игорный бизнес, только игроков не трогайте!» Но власти Беларуси решили по-другому.
— Каков ваш прогноз для игорной отрасли в целом?
— На этот вопрос ответит только время. Всем сложно, у всех наблюдается падение оборотов. Сейчас можно говорить только о том, что в ближайшее время мы не увидим на рынке новых крупных игроков — ситуация к этому не располагает.
— Можно ли прогнозировать уменьшение иностранных инвестиций в игорную отрасль Беларуси? Скажется ли это на экономике страны?
— Сокращение объема иностранных инвестиций в игорную отрасль Беларуси уже произошло. Новых проектов практически нет, действующие не развиваются. Однако удельный вес налоговых поступлений от игорного бизнеса в госбюджете до сих пор был слишком мал (около 0,5%), чтобы говорить о влиянии на экономику страны.
— Могут ли в итоге налоговые поступления от игорной отрасли стать еще ниже?
— Пока затрудняюсь ответить. Последние данные от Министерства по налогам и сборам: в январе 2016 года подоходный налог, удержанный у игроков в белорусских букмекерских конторах с доходов в виде выигрышей, составил Br4,4 млрд. (около $204 тыс. — Прим. ред.).
— Что могут предпринять игроки в ответ?
— У игроков Беларуси нет приемлемой альтернативы. В белорусских конторах они платят 4% от суммы выигрыша. В зарубежных конторах — 13% (это действующая ставка налога на доходы, полученные за рубежом). Игроки могут минимизировать потери по подоходному налогу, играя через Интернет. Играть в кассах сейчас просто нерационально: реальная ставка подоходного налога будет запредельной.
— Могут ли что-то предпринять букмекеры?
— Они могут предоставить возможность игрокам в пунктах приема ставок делать ставки через Интернет, установив компьютеры для игроков. Вы можете удивиться, но не у всех букмекеров Беларуси в кассах есть такие компьютеры. В прошлом году были разговоры об организации «карточных систем». Тогда игроки получили бы возможность делать ставки на своем игровом счете через кассира, операции совершались бы по игровому счету, и каждая выигрышная ставка не облагалась бы подоходным налогом. Пока никто в Беларуси это не реализовал. Но думаю, что в ближайшее время мы увидим некоторые примеры.
— Привело ли ужесточение налогообложения к уменьшению количества ППС и игроков, доходов БК, размера средней ставки и т.д.?
— Информация об оборотах БК является закрытой. Букмекеры предпочитают не афишировать эти данные. Но все отмечают падение оборотов на 30–60%. Снижается и количество ставок, и размер средней ставки. Официальная позиция МНС следующая: «Падение оборотов в сфере залов игровых автоматов и казино несущественное — на 10–15%». По тем же официальным данным, за 2015 год сократилось количество казино и залов игровых автоматов, но выросло количество касс букмекерских контор. Думаю, что к концу 2016 года и число ППС в Беларуси значительно сократится — на 20–25%. Уверен, что в ближайшее время МНС опубликует объективную и достоверную информацию о состоянии рынка в I квартале 2016 года.
— Изменятся ли основные тренды на игорном рынке Беларуси в этом году?
— Могу говорить только о букмекерском направлении. Здесь тренд очевиден: все усилия — на развитие онлайн-сегмента. В отличие от 2013–2014 годов, о развитии наземных сетей речь не идет. Экономически в этом нет смысла, по мнению топ-менеджеров ведущих БК Беларуси. Все, что нужно делать БК для сохранения своих клиентов, — предоставить необходимый набор сервисов для игры через Интернет (удобный сайт, мобильные приложения) и быть доступными для ввода и вывода средств с игрового счета, подключив максимальный набор платежных систем. На мой взгляд, именно это является ключевым моментом в конкурентной борьбе БК в Беларуси.
— Возможно ли перераспределение сфер влияния среди букмекеров?
— Букмекерский рынок в Беларуси сложился. Лидеры — «Пари-Матч», «Марафон», Betcity и FavBet. Не думаю, что в этом году произойдут серьезные структурные сдвиги. Скорее, склоняюсь к тому, что лидеры укрепят свои позиции. Все БК прекрасно понимают, что надо делать и в каком направлении развиваться на белорусском рынке. Кто будет быстрее и удобнее для клиента в опциях, которые я указал выше, тот и сможет нарастить свою долю на рынке. Кто не будет развивать онлайн-направление, потеряет часть своих клиентов.
Разработка сайта - ILoveFiniki.com
© bukmeker-info.by | Беларусь, Минск