Коллективное обращение букмекеров Беларуси к органам государственной власти
Проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» (далее – проект Закона) вызвал серьезную озабоченность среди букмекеров Беларуси. Напомним, что проект Закона предусматривает введение 4%-го налога на доходы физических лиц в виде выигрышей, полученных от организаторов азартных игр.
Введение данного налога прежде всего ущемляет экономические интересы игроков и будет иметь крайне негативные последствия не только для букмекерской отрасли, но и всего игорного бизнеса Беларуси в целом.
В конце октября в Минске прошли встречи инициативной группы, в которую вошли представители ведущих букмекерских контор Беларуси частной и государственной форм собственности. К обсуждению были привлечены практически все организаторы букмекерской игры нашей страны.
Итогом работы инициативной группы стало коллективное обращение, которое 3 ноября 2015 года было направлено в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и Администрацию Президента Республики Беларусь.
Коллективное обращение подписали уполномоченные представители следующих организаторов букмекерской игры:
ООО «Покер» (букмекерская контора в г. Брест),
ЧУП по оказанию услуг «Букмекерская контора Балтбет» (БК БалтБет),
ЧИУП «Букмекерская контора «Плюс-минус» (БК Плюс-Минус),
ООО «НОВО-ВР» (БК «У Адмирала»),
ИКРУП «Олимпик казино Бел» (БК OlyBet),
СООО «Единая призовая система ФЛЭШ-РОЯЛ» (БК Вулкан),
ООО «Финансово-инвестиционная компания «ИНХО» (БК Макслайн),
ООО «БЕТСИТИ» (БК Бетсити),
ООО «Бел-Телетот» (БК Бел-Телетот),
ООО «ФавБетБел» (БК FavBet),
ООО «СТАТУСКВО» (БК Пари-Матч),
ООО «СлотТайм» (БК Невада),
ООО «СКМ-ГРУПП» (БК СКМ-групп),
ООО «Профит Гейм» (букмекерская контора в г.Гродно),
УП «Букмекерская контора Марафон» (БК Марафон).
ООО «Букмекер-Инфо» (информационный портал Bukmeker-Info.by) также присоединилось к обращению.
Все букмекеры Беларуси придерживаются единой позиции – в представленной редакции Закон принимать нельзя!
Мы публикуем текст обращения в том виде, в котором он был направлен органам государственной власти. Просим всех, кто прочитал данную статью, высказать свое мнение в ветке форума, посвященной обсуждению проекта Закона.
Текст обращения:
О необходимости внесения поправок
в Проект Закона Республики Беларусь
«О внесении дополнений и изменений
в Налоговый Кодекс Республики Беларусь»
Настоящее обращение является выражением общей позиции организаторов азартных игр, осуществляющих деятельность по содержанию букмекерской конторы в Республике Беларусь, в отношении проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» (далее – проект Закона).
Текст проекта Закона размещен на Интернет-сайте Министерства финансов:
http://www.minfin.gov.by/ru/tax_policy/discuss_projects/).
Согласно пункту 91 проекта Закона статья 173 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК РБ) дополняется пунктом 5 следующего содержания:
«5. Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 4 процентов в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных физическими лицами от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь.».
Принятие пункта 5 статьи 173 НК РБ в вышеуказанной редакции будет иметь крайне негативный эффект как для букмекерской отрасли, так и для бюджета страны в целом по следующим причинам.
1. Предлагаемая редакция п.5 ст.173 НК РБ противоречит здравому смыслу, концепции налогообложения доходов в нашей стране и не учитывает специфику букмекерской деятельности. Признание на законодательном уровне налогооблагаемой базой суммы возвращенных и несыгравших ставок, когда игрок получает от организатора азартной игры выплату в размере сделанной ставки, уже само по себе является фактом несправедливости по отношению к гражданам.
Случаев, по которым букмекерская контора может осуществить возврат по несыгравшим ставкам достаточно много: отмена события, остановка матча, отказ игрока или команды, изменение места проведения события или его участников и т.д. Помимо этого, по популярным среди игроков ставкам на тоталы и форы расчету с коэффициентом «1» ежедневно подлежат тысячи ставок.
Например:
1) игрок поставил 100 000 рублей на событие, которое впоследствии отменили. Событие не состоялось, и организатор букмекерской игры обязан произвести возврат ставки в размере 100 000 рублей.
2) игрок поставил 100 000 рублей на то, что в футбольном матче будет забито больше 2-х голов. В матче было забито ровно два мяча. По ставке должен быть произведен возврат, игрок – получить обратно свои 100 000 рублей.
В обоих примерах доход игрока равен нулю. Дохода просто нет, так как нет положительной разницы между суммой полученной и суммой поставленной. Игрок должен получить обратно ту же сумму, которую поставил. Но в соответствии с п. 5 ст.173 НК РБ организатор букмекерской игры должен будет удержать с игрока 4% налога и выплатить ему не 100 000 рублей, а 96 000 рублей. Просто несправедливо взимать с игрока налог на доход физического лица в ситуации, когда дохода нет!
Кроме того, стоит обратить внимание на то, что практически во всех случаях удержания букмекерской конторой суммы подоходного налога с выплаты игроку будет иметь место двойного налогообложения одной и той же денежной суммы. Это будет происходить в силу следующих причин. Игрок получает заработную плату. При выплате заработной платы наниматель удерживает из начисленной суммы, в том числе, подоходный налог. Игрок делает ставку в букмекерской конторе из своей ранее полученной заработной платы. Поскольку событие не состоялось (как это описано в примере 1), игроку полагается возврат, и если, в соответствии с требованием п.5 ст.173 НК РБ организатор должен будет удержать с игрока 4% подоходного налога, то часть заработной платы игрока будет дважды обложена подоходным налогом, что законодательством Республики Беларусь не допускается.
2. На сегодняшний день не обеспечены технические условия для ведения букмекерской деятельности в новых налоговых условиях.
УП «Национальные спортивные лотереи» (исх. от 09.09.2015 №01-08/1027, прилагается) был направлен запрос в Министерство по налогам и сборам (далее – МНС) о некорректной формулировке п.5 ст.173 НК РБ, не учитывающей специфику букмекерской деятельности. В ответе МНС (исх. от 25.09.2015 №8-3-17/40/806, прилагается) заявило, что для освобождения от налогообложения подоходным налогом с физических лиц возвращенных несыгравших ставок необходимо введение дополнительного раздельного учета таких ставок и выигрышей и на сегодняшний момент такой учет отсутствует.
Такая позиция МНС не соответствует действительности, так как в Республике Беларусь для целей контроля за оборотами в сфере игорного бизнеса была создана Специальная компьютерная кассовая система (далее - СККС). Все организаторы букмекерской игры добросовестно и законопослушно работают в условиях обязательного подключения к СККС, технически реализовав соответствующий Протокол подключения букмекерской конторы к СККС, согласно которому организаторами букмекерских игр в режиме реального времени передается в СККС полная информация по каждой ставке, в том числе сумма ставки и сумма выигрыша. Наладить раздельный учет по ставкам, в которых сумма выигрыша равна или меньше суммы ставке от иных ставок для СККС не составит труда.
Кроме того, по состоянию на сегодняшний день организаторам азартных игр не представлена новая версия Протокола подключения к СККС, предусматривающая изменения в порядке работы игорных заведений, определенных проектом Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» (ст. 173, ст. 175 НК РБ). Все доработки программного обеспечения требуют времени на реализацию и тестирование, в связи с чем, возможность корректной работы букмекерских контор в условиях подключения к СККС с 01.01.2016 г. под вопросом.
Отсутствие проработки технических вопросов фактически толкает организаторов букмекерской игры либо к остановке своей деятельности, либо к осуществлению деятельности с нарушением норм действующего законодательства. С учетом положений Кодекса Республики Беларуси об административных правонарушениях и норм Указа Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» это равносильно потере лицензии и закрытию предприятий с сопутствующими штрафами.
3. Игрок всегда стремится сделать ставку там, где выше коэффициент, даже на сотую долю, и, соответственно, больше выплата. Введение подоходного налога на любые денежные выплаты игрокам приведет к тому, что основная масса игроков перестанет играть в букмекерских конторах - юридических лицах Республики Беларусь, и переместиться на интернет-сайты нерезидентов, где выигрыши выплачивают без налоговых удержаний. Это в итоге приведет к:
- оттоку валюты из страны в условиях непростой ситуации на валютном рынке, так как зарубежные букмекерские конторы предлагают пользователям открывать игровые счета и проводить депозиты исключительно в валюте;
- снижению поступлений налогов от игорного бизнеса в бюджет Республики Беларусь, так как деньги и оборот ставок уйдут из страны. Налоги от проигрышей белорусских игроков будут получать бюджеты стран, резидентами которых являются зарубежные букмекерские конторы. Бюджет страны не только не получит тех доходов, на которые рассчитывают разработчики данного законопроекта, но рискует потерять действующий на сегодня уровень доходов.
Снижение оборота остро поставит вопрос о рентабельности букмекерского бизнеса, что приведет к закрытию букмекерских контор. Таким образом, бюджет не досчитается поступлений от букмекерских компаний, а сотни людей в связи с закрытием предприятий потеряют работу.
4. Введение данной нормы будет иметь большой негативный психологический фон, так как по сравнению с размером подоходного налога по стране с игроков будет удерживаться налог, в разы его превышающий.
Например, игрок поставил ставку 10 000 рублей с коэффициентом К=1,1 и выиграл. Выигрыш равен 11000 рублей. Доход игрока составляет 1000 рублей. Согласно предлагаемой норме с игрока должен быть удержан 4% налог с суммы 11000 рублей, равняющийся 440 рублей. В результате с реального дохода игрок должен уплатить налог в размере 44%.
В случае налогообложение выигрышей по наиболее популярным ставкам на фаворитов налог на доходы будет в разы превышать установленный размер подоходного налога (13%) по стране.
Коэффициент | Налог с выигрыша | Налог с дохода, % | В сравнении с подоходным налогом (13%) превышает |
1,05 | 4 | 84 | в 6,46 раз |
1,1 | 4 | 44 | в 3,38 раз |
1,2 | 4 | 24 | в 1,85 раза |
1,3 | 4 | 17 | в 1,3 раза |
1,4 | 4 | 14 | в 1,08 раза |
Очевидно, что гражданином, выигравшим по ставке, этот налог будет расценен как несправедливость со стороны государства. Можно определенно утверждать, что суммы поступлений в бюджет от налогообложения выигрышей будут несопоставимы с негативным социально-экономическим эффектом от принятия столь непродуманного решения о введении налога на выигрыш, а не на доход. Другое дело, если бы налогооблагаемой базой был определен исключительно доход игрока (положительная разница между суммой выигрыша и суммой ставки).
Принимая во внимание вышеперечисленные негативные последствия и обращая внимание на крайне низкий уровень проработки вопроса, как с экономической, так и с технической стороны,
ПРОСИМ:
исключить из проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» пункт 5 статьи 173 НК РБ в предлагаемой редакции и доработать его, с учетом приведенных выше негативных факторов и мнения организаторов азартных игр.
Также выражаем глубокую обеспокоенность тем, что законотворческая деятельность в Республики Беларусь осуществляется без учета экономических интересов и профессионального мнения предприятий конкретного сектора экономики. При подготовке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый Кодекс Республики Беларусь» в части статей 173, 175 НК РБ никоим образом не запрашивались и не изучались мнения организаторов букмекерской игры.
Настоящим выражаем свое согласие и готовность принять самое активное участие в обсуждении любых вопросов, касающихся изменений и дополнений законодательства, регулирующего деятельность букмекерских контор в Беларуси, путем направления уполномоченных представителей букмекерских контор для тесного и плодотворного взаимодействия с рабочей группой, которая выступает инициатором изменений и дополнений законодательства.
Привлечение к обсуждению профессионалов в сфере букмекерского бизнеса – единственно правильный путь совершенствования законодательства, с целью соблюдения баланса между интересами государства и бизнеса, без ущерба существующему положению дел.
/подписи уполномоченных представителей/
Мы надеемся, что приведенные аргументы будут приняты к сведению, и мнение букмекеров – учтено соответствующими органами государственной власти при принятии Закона. Портал Bukmeker-Info.by будет следить за развитием ситуации. Все материалы будут опубликованы на главной странице сайта.
Высказать свое мнение по проекту Закона на форуме!