Комментарий к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 №457 "О внесении дополнений и изменений в Постановления Совета Министров Республики Беларусь" (приведение актов законодательства в соответствие с НК РБ, а также вопросы СККС)
КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14.06.2016 № 457
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
22.06.2016
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2016 № 457 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров» (далее – постановление № 457) принято в соответствие со статьей 13 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» в целях обеспечения приведения актов законодательства в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс), а также для правового урегулирования вопросов, связанных с особенностями функционирования и использования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса (далее – СККС).
Согласно определению, содержащемуся в Положении о порядке содержания казино, Положении о порядке содержания зала игровых автоматов, Положении о порядке содержания тотализатора, Положении о порядке содержания букмекерской конторы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2012 г. № 211 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 599» (далее – Положения, утвержденные постановлением № 211), документ, подтверждающий выплату (передачу, перечисление) денежных средств (электронных денег) – это документ, сформированный с применением СККС. В целях избежания спорных ситуаций, возникающих у организаторов азартных игр с участниками азартных игр при выплате (передаче, перечислении) выигрыша (возврата несыгравших ставок), а также с учетом функциональных возможностей СККС, Положения, утвержденные постановлением № 211 дополнены нормами, предусматривающими формирование документа, подтверждающего выплату (передачу, перечисление) денежных средств (электронных денег) с применением СККС в двух экземплярах, которые в обязательном порядке подписываются кассиром, работником организатора азартных игр и участником азартной игры. Один экземпляр документа выдается участнику азартной игры, получившему выигрыш (возврат несыгравших ставок), а другой хранится у организатора азартной игры в течение года с даты его формирования. Постановлением № 457 также определено, какие сведения содержатся в данном документе.
Учитывая, что нормами подпункта 20.4 пункта 20 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 (далее – Положение № 9) организатор азартных игр обязан обеспечить выплату выигрыша (возврат несыгравших ставок) в соответствии с правилами организации и проведения азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения - в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (несыгравших ставок), а в настоящее время исход азартной игры может быть разным, в том числе когда ставка участника азартной игры на результат того или иного события не сыграла, а участнику азартной игры денежные средства подлежат возврату, нормы Положений, утвержденных постановлением № 211 конкретизированы в части необходимости обеспечения организаторами азартных игр выплаты участникам азартных игр несыгравших ставок.
С 1 января 2016 года доходы физических лиц в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных от организаторов азартных игр – юридических лиц Республики Беларусь, подлежат налогообложению подоходным налогом с физических лиц (далее – подоходный налог) по ставке 4 процента. При переводе единиц кредита с одного игрового автомата на другой игровой автомат, находящийся в том же зале игровых автоматов и при отсутствии фактической выплаты выигрыша (возврата несыгравших ставок) участнику азартных игр, организаторам азартных игр, осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса по содержанию зала игровых автоматов, предоставлено право производить перевод количества единиц кредита с одного игрового автомата на другой игровой автомат только на игровых автоматах, технические характеристики (программное обеспечение) которых позволяют регистрировать операции по такому переводу количества единиц кредита посредством СККС, без исчисления подоходного налога.
Постановлением № 457 Положение о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. № 1762 «Об утверждении Положения о порядке функционирования специальной компьютерной кассовой системы, обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, и мониторингового центра в сфере игорного бизнеса по ее обслуживанию» (далее – Положение № 1762) изложено в новой редакции.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 93 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 года № 343-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» с 1 января 2016 года организаторы азартных игр ведут учет доходов, выплаченных в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), и удержанного подоходного налога по каждому плательщику, постановлением №457 конкретизируются задачи и функции, предусмотренные пунктом 4 Положения № 1762, которые должна обеспечивать СККС, а также в Положении № 1762 определен срок хранения информации о суммах доходов, выплаченных в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), и удержанного подоходного налога с физических лиц по каждому физическому лицу, получившему доход в виде выигрыша (возврата несыгравших ставок) от организаторов азартных игр – в течение десяти лет.
Ввиду того, что все выплаченные (переданные, перечисленные) выигрыши, а также возвращенные несыгравшие ставки регистрируются в журнале учета выплат по формам, которые установлены Положениями, утвержденными постановлением № 211, подпункт 4.10 пункта 4 Положения № 1762 скорректирован.
Скорректировано определение СККС, под которой понимается программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения данных о совершаемых операциях.
В целях однозначного толкования, что относится к оборудованию организаторов азартных игр, подключаемому к СККС, и оборудованию СККС, постановлением № 457 даны соответствующие определения в Положении № 1762.
Учитывая, что организаторы азартных игр в рамках абзаца десятого части первой статьи 6 Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в электронном виде в орган финансового мониторинга в соответствии с нормами пункта 84 Инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения специальных формуляров регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367, в Положении № 1762 предусмотрена необходимость обеспечения СККС непрерывной и сплошной фиксации в режиме реального времени информации о составлении и передаче специального формуляра в виде электронного документа в орган финансового мониторинга.
В целях обеспечения мониторинговым центром информационной безопасности СККС, Положение № 1762 дополнено нормой, предусматривающей применение мониторинговым центром мер по защите оборудования организаторов азартных игр и оборудования СККС от несанкционированного вмешательства, посредством нанесения дополнительных средств контроля, а именно – защитных голографических наклеек в местах, определяемых регламентом функционирования СККС.
В целях избежания несанкционированного вмешательства в функционирование СККС и искажения информации, содержащейся в СККС, постановлением № 457 организаторам азартных игр запрещено перемещать за пределы игорного заведения оборудование СККС либо воздействовать на него каким-либо иным способом, предпринимать попытки внедрения и изменения команд, программных продуктов, изменения настроек работы программных и программно – аппаратных частей СККС, а также нарушать целостность этикеток и защитных голографических наклеек, нанесенных мониторинговым центром на оборудование организаторов азартных игр и оборудование СККС, за исключением случая необходимости проведения работ по восстановлению работоспособности, ремонту оборудования организаторов азартных игр, подключенного к СККС, но только после уведомления и получения согласия мониторингового центра.
Постановлением № 457 расширен перечень оснований для отключения мониторинговым центром от СККС оборудования организатора азартных игр, подключенного к СККС по инициативе налогового органа в случае принятия им решений об аресте и (или) изъятии оборудования организаторов азартных игр, а также в случае направления игровых автоматов организаторов азартных игр на техническое освидетельствование. Отключение оборудования организаторов азартных игр от СККС, путем прекращения доступа к СККС осуществляется мониторинговым центром в течение 24 часов после получения письменного уведомления налогового органа.
Кроме того, определен срок проведения мониторинговым центром демонтажа оборудования СККС у организатора азартных игр отключенного от СККС по инициативе налогового органа в случае принятия им решений об аресте и (или) изъятии оборудования организаторов азартных игр, либо в случае направления игровых автоматов на техническое освидетельствование – не позднее 24 часов с момента получения соответствующего письменного уведомления налогового органа.
При отмене постановления об аресте и (или) изъятии имущества, погашении задолженности перед бюджетом, а также когда отпала необходимость отключения игровых автоматов от СККС при проведении их технического освидетельствования, подключение отключенного оборудования к СККС будет осуществляться мониторинговым центром не позднее пяти дней со дня получения им письменного уведомления налогового органа.
Постановлением № 457 определено, что мониторинговый центр будет оказывать содействие налоговым органам в демонтаже и (или) транспортировке изъятого налоговыми органами оборудования организаторов азартных игр до установленных в соответствии с законодательством мест хранения арестованного и изъятого имущества, игровых автоматов к месту проведения технического освидетельствования и обратно при направлении игровых автоматов на техническое освидетельствование с изъятием.
Постановление № 457 вступает в силу после его официального опубликования.
Управление лицензирования и контроля в сфере игорного бизнеса главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров
- Комментировать (войти или зарегистрироваться)